Неформальная педагогика, неформальные отношения и общеобразовательная школа

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> ФОНАРЩИК >> Любите детей долго и нудно! >> Педагогика Владимира Ланцберга >> Неформальная педагогика, неформальные отношения и общеобразовательная школа >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/12/12/26/3


Педагогика Владимира Ланцберга

3. Неформальная педагогика, неформальные отношения и общеобразовательная школа

Наталья Никулина: Может ли учитель применять вашу технологию в школьном классе, чтобы улучшить атмосферу и создать коллектив? Насколько это реально?

Михаил Кордонский: Конечно, между учениками и учителем в классе бывают неформальные отношения. Но мы в очередной раз сталкиваемся с путаницей терминов между понятием «неформальный» в общей психологии или психологии личности и понятием «неформальный» в социологии.

Неформальные отношения в психологическом смысле могут быть и в производственном коллективе, и в бригаде столяров, и в коллективе фирмы, в том числе и в школьном классе. Это относится к стилю общения учителя с учениками. Но отношения к неформальной педагогике это не имеет.

В терминах социальной психологии и социологии школьный класс по определению является формальной группой. Поэтому говорить о методике неформальной педагогики применительно к классу я особого смысла не вижу. Но неформальная педагогика — это часть дополнительного образования, дополнительное образование — это часть общей системы образования.

Примеры параллельного применения формальной и неформальной педагогики существуют. Это реально действующие школы. Изучите их опыт, почитайте о них в Интернете.

Я сам учился в такой школе. Это была физико-математическая школа для старшеклассников — как говорил Устинов, для особо одуренных. В два часа кончались занятия, а этого заметить было невозможно: школьные коридоры были полны, буфет работал до десяти вечера, и большая половина классов была заполнена клубами, кружками, театральными студиями, работали неформальные педагогические группы после уроков. Были учителя, которые вели себя с учениками вольно, и те, которые вели себя с учениками жестко, но и те, и другие достигали выдающихся успехов.

Бывают разные комбинированные варианты. Может быть, вы помните: в фильме «Ключ без права передачи» речь идет об учительнице, классном руководителе, к которой после уроков дети ходят домой. У неё дома — клуб. Один и тот же класс, один и тот же коллектив. Для меня это клуб при школе. Есть школы — Караковского, Тубельского или 57-я московская — с мощной системой клубов при школе. Уроки кончаются, и школа не пустеет. В ней работает огромное количество клубов и используется неформальная педагогика. Случаи, когда один и тот же класс занимается в одном и том же клубе, редки. Тем не менее бывает и такое. Но это не типичный случай.

Синтез формальной и неформальной составляющих — не механическое соединение, а более сложное взаимодействие — это и есть неосуществленная мечта Володи Ланцберга. Это был проект школы, который в конце 80-х — начале 90-х был утвержден всеми инстанциями вплоть до архитектурного проекта здания. Но он, естественно, не был осуществлен из-за разрухи. Проект опубликован, в том числе и на нашем сайте. В нем и была мечта Володи как-то это соединить. Хотя школа предполагалась в маленьком поселке, детей выбирать было невозможно (все дети этого поселка всё равно в одной школе), но внутри школы были предусмотрены разновозрастные классы — в значительной степени по выбору детей, но не на 100%, конечно. Это именно тема «педагогика Владимира Ланцберга» — ни у кого больше такого проекта не было на эту тему, тему синтеза формальной и неформальной педагогики.

Но педагогика — очень практическая наука, и поэтому то, что осталось в проекте, к сожалению, нельзя считать фактом. К проекту Ланцберга у меня отношение очень хорошее. И не только у меня — в архивах есть отзывы академиков, были написаны и подписаны бумаги о выделении средств и Министерством образования, и краевыми властями. Но это были средства, выделенные на педагогический эксперимент. Я убежден, что такой эксперимент неплохо было бы провести, и по результатам эксперимента можно было бы говорить, возможно ли такое.

В этой школе была предусмотрена настолько отличная от обычной школы организация жизни: выбор детьми наставников, выбор детьми группы, в которой они будут заниматься... Могло быть так, что дети изучали бы разные предметы в разных группах, то есть понятие класса очень сильно размывалось. Это полная перестройка менеджмента школы.

Если в школе всё как обычно, то, конечно, неплохо иметь при школе клубы, в том числе с неформальной педагогикой. Можно много инноваций перенести в обычный класс. Но я их не отношу к категории неформальной педагогики.

Тот же момент — с платными кружками. Бывает, что и плата за кружок очень небольшая. И вообще мне неважно, платное образование или нет,— важно, чтобы оно было доступным и массовым. Но когда решение принимает не ребенок, а родители, то с точки зрения неформальной педагогики мы теряем возможность формирования неформального детского коллектива — этот коллектив формируют родители. Я не говорю, что это плохо. Я вижу много прекрасных платных кружков, студий. Это тоже нужно, это дополнительное образование. Но к неформальной педагогике это не имеет отношения. Это другая нужная область образования.


<< Неформальная педагогика и официоз |   Обсудить в ЖЖ  |   К ОГЛАВЛЕНИЮ  |   Обсудить на форуме  |   Наследие коммунарства >>


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования